Дети в мастерской

С появлением в Москве открытых мастерских и ЦМИТов, во-первых, пропала необходимость держать дома циркулярную пилу, ЧПУ-станок, 3D-принтер и другое громоздкое и дорогостоящее оборудование, а во-вторых, больше не придется пугать соседей звуками электролобзика или перфоратора по вечерам. К тому же в таких центрах можно не только провести семейные выходные с пользой, занимаясь вместе любимым делом, но и пройти полноценный курс робототехники, нейрофизиологии, промышленного дизайна или астрофотографии.

The Village объясняет, что такое фаблабы и ЦМИТы и где можно поработать вместе с детьми.

Дети в мастерской Открытая столярная мастерская «СМ-47»

Движение DIY (Do It Yourself), которое привело к открытию мейкерспейсов и фаблабов — это знакомая многим с детства культура «Сделай сам», популярная в СССР, но заброшенная в годы перестройки.

Сейчас к рукодельному труду — будь то столярка, гончарное мастерство или шитье — все чаще возвращаются офисные сотрудники: чтобы переключиться, разгрузить голову и снять напряжение после тяжелого дня.

Со временем эти площадки стали популярны и среди школьников: в Москве есть несколько молодежных центров, где дети и подростки изучают новые технологии и принципы работы с разными инструментами и создают собственные проекты.

Общественная мастерская, оборудованная в зависимости от направления деятельности (столярное, кузнечное дело, швейное производство и так далее). Термин появился в 2005 году благодаря журналу Make, а с 2010-го, с появлением ресурса Makerspace.com, стал использоваться для обозначения рабочего пространства для совместного труда и обмена опытом.

от англ. fabrication laboratory

Сеть производственных лабораторий, основанная Нилом Гершенфельдом в Массачусетском технологическом институте в 2005 году. По сути, это лаборатория для прототипирования, оборудованная ЧПУ-станком, 3D-принтером, лазерными резаками и так далее, где могут работать все желающие за определенную плату.

Российский проект, взявший за основу принцип работы фаблабов. С 2012 года ЦМИТы создаются в рамках программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а их основная задача — дать детям возможность работать на новейшем оборудовании и изучать специальности, которые пригодятся им в будущем.

Константин Беляев

учитель информатики и технологии школы № 2120

В школе я совмещаю информатику, технологию и робототехнику — эти три дисциплины прекрасно связываются. С новичками-пятиклассниками изучаем, что такое ручной труд, почему его считают творчеством, чем труд полезен и какие инструменты для работы использовать.

К сожалению, за два урока труда в неделю дети не могут удовлетворить свой технический интерес. Хорошо, если их родители «с руками» и дома или в том же ЦМИТе они вместе проводят технический уик-энд. Но, как правило, ученики приходят после уроков ко мне — и мальчики, и девочки.

Ручной труд вызывает у ребят большой интерес, они отлично справляются благодаря ответственности и сосредоточенности. У пятиклассников пока нет цели понять производственный процесс, они скорее фантазируют, стараются создать какой-нибудь прототип.

Самый популярный объект на уроках — куб в кубе, мы учимся делать его на ювелирном станке, хотя его можно изготовить на 3D-принтере.

Учителей по технологии (аналог старых трудов) сейчас мало: ручной труд осознается как развлечение, а не обучение. Школа дает базовые знания, а чтобы углубить понимание прототипирования, нужно отклоняться от школьной программы — именно поэтому ЦМИТы пользуются спросом.

Дмитрий Лапшин

вместе с сыном Глебом (11 лет) резидент ЦМИТа

Я считаю, что совместное творчество родителей и детей — лучший формат для развития, общения, взаимного роста.

Многие знакомые мне отцы занимаются с детьми ручным трудом, в последнее время это стало культурной частью жизни, а ЦМИТы — явление неизбежное, возникшее в результате переизбытка идей и недостатка путей для их реализации.

Я нашел для сына отличный ЦМИТ, где он варится в обществе мастеров, знакомится с современными технологиями и учится переводить идею в материю. Не только сын, но и я учусь там с большим удовольствием: мы придумываем идею и пускаемся в квест. Это, кстати, здорово!

Дети в мастерской

Адрес: ул. Мясницкая, 13, стр. 20

Возраст: 6+

laba.space

«Лаба» — это универсальные мастерские, где можно безбоязненно работать с циркулярной пилой, перфоратором и кучей других инструментов.

Для детей есть несколько кружков — от изобретательства и авиамоделирования до курса LEGO WeDo, на котором учат разбираться в основных узлах и агрегатах и конструировать собственные модели из LEGO. Также здесь проводятся лекции с участием крупных специалистов из разных сфер.

Большой плюс этого техноковоркинга в том, что здесь есть несколько вариантов пребывания: можно пройти полноценный курс, арендовать токарный станок на час или купить абонемент как в обычный коворкинг и работать с ноутом в уголке.

Дети в мастерской

Адрес: ул. Академика Анохина, 4, корп. 1, и еще две локации

Возраст: 4–17 лет

gekkon-club

«Геккон клуб» стартовал как школа программирования, потом стал лабораторией робототехники Политеха, а позже перерос в отдельный большой проект. Из интересных курсов — «Нейрофизиология лжи», «Эмоциональный интеллект» (EQ) и «Изобретательство».

Кроме этого, в клубе есть занятия по программированию, промышленному дизайну, робототехнике и моделированию.

Большей частью клуб ориентирован на школьников (занятия проводятся в вечернее время), а курсы помогают детям и родителям определиться с будущей специальностью.

Дети в мастерской

Адрес: Лефортовская наб., 1, и проспект Маршала Жукова, 1, стр. 1

Возраст: 6+

cmit.emtc

В первую очередь ЦМИТ при МГТУ имени Баумана — это профориентационная лаборатория, выпускники которой чаще всего поступают в Бауманку. Среди образовательных курсов: LEGO-робототехника, шахматы, астрономия (и даже астрофотография), 3D-моделирование и другие.

Недавно центр открыл несколько узких направлений для старшеклассников: создание сайтов и приложений, работа с языком программирования Python, интернет вещей, создание квадрокоптеров. На лето ученики и преподаватели ЦМИТа выезжают в детский инженерный лагерь МГТУ.

Дети в мастерской

Адрес: ул. Дербеневская, 20, стр. 25

Возраст: 10+

promasterskie

Центр «Проектные мастерские» — это коворкинг для дизайнеров одежды, промышленных дизайнеров и архитекторов. Начинка — швейные мастерские и оборудование для трехмерной печати.

Центр приближен к формату колледжа дизайна: здесь модульная система обучения по направлениям «дизайн», «иллюстрация» и «архитектура».

Также центр запустил интерактивный городской лагерь для детей «Хочу все знать», чтобы они попробовали себя в качестве дизайнеров одежды, архитекторов, скульпторов, иллюстраторов и промышленных дизайнеров.

Дети в мастерской

Адрес: ул. Зорге, 18, корп. 2

Возраст: 7+

cmit.rengineer

В «Русском инженере» занятия ведут технические специалисты, которые обучают безопасной работе на разных станках.

Образовательная программа для школьников и студентов отличается узкой профессиональной направленностью: курсы Autodesk AutoCAD, «Твердотельное моделирование узлов и механизмов с использованием программного комплекса SolidWorks» или программирование с Аrduino будут полезны ребятам, которые уже имеют технический бэкграунд. Для школьников помладше есть курс «Игрушки наших отцов», который особенно оценили папы.

Дети в мастерской

  • Адрес: ул. Нижняя Первомайская, 48/9
  • Возраст: 7+
  • record-center

В центре, созданном при поддержке Минэкономразвития РФ, работают 14 преподавателей, в том числе кандидаты технических наук и представители таких направлений, как разработка игр на платформе Unity 3D, создание сайтов, 3D-моделирование.

Здесь есть и курс английского языка, без которого сейчас в технических областях не выжить.

Курсы в центре поделены на три категории: младшие, старшие школьники и взрослые; младшим достались робототехника, рисование 3D-ручкой и LEGO-робототехника.

Дети в мастерской

  1. Адрес: пр-т Мира, 119, стр. 2
  2. Возраст: 6–15 лет
  3. робостанция

Занятия в «Робошколе» рассчитаны на детей младших и средних классов. Здесь есть курсы по программированию, электротехнике, промышленному дизайну и робототехнике. Уроки проходят весь день в выходные или в будни вечером. При поступлении в Робошколу дети проходят тест по профориентации — это помогает подобрать максимально интересный курс.

Дети в мастерской

  • Адрес: ул. Крымский Вал, 3
  • Возраст: 7+
  • fablab77

Фаблаб, созданный на базе Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», стал первой в России открытой лабораторией, организованной в формате фаблаба.

В лаборатории есть стандартный набор оборудования: фрезерный станок с большим рабочим полем, лазерный резак, настольный фрезер, 3D-принтер, режущий плоттер и так далее.

Ограничений по возрасту нет: на воркшопы в лабораторию можно приходить всей семьей с маленькими детьми.

Дети в мастерской

Адрес: ул. Ельнинская, 15, корп. 3, и еще две локации

Возраст: 5+

kulibinpro

Проект «Гараж Кулибин Про» работает на трех площадках (в Робошколе на ВДНХ, в Московском планетарии и на «Молодежной») в формате открытой мастерской: расписания занятий как такового нет, прийти можно в любое время — на месте вас встретит преподаватель и расскажет, где брать детали и инструменты. Работать в мастерской можно всей семьей. Вот только некоторые темы мастер-классов: «Носимая электроника», «Конструирование», «Столярное дело», «Электротехника» и Toys From Trash.

  1. Адрес: пр-т Мира, 119, стр. 47
  2. Возраст: 9+
  3. sm-47

В этой мастерской столярное дело преподают детям с девяти лет: их знакомят с азами ремесла, столярными инструментами, техникой безопасности, основными этапами работы (от пиления и соединения заготовок до декорирования готового предмета). Кроме полноценного курса, здесь есть мастер-классы выходного дня, где можно поработать всей семьей.

Фотографии: обложка — vejaa — stock.adobe.com, 1, 11 — Андрей Стекачев, 2 — техноковоркинг «Лаба», 3 — «Геккон клуб», 4 — Bauman Fab Lab, 5 — ЦМИТ «Проектные мастерские», 6 — ЦМИТ «Русский инженер», 7 — ЦМИТ «Рекорд», 8 — Робостанция и Робошкола на ВДНХ, 9 — фаблаб МИСиС, 10 — «Гараж Кулибин Про»

12 мест Москвы, где можно лепить, рисовать, чеканить и изобретать вместе с детьми

что поделать с детьми 20 сентября 2017 

Если захотелось прямо сегодня пойти и сделать что-то своими руками вместе с детьми, используйте наш гид.

Дети в мастерской

Парк ремесел на ВДНХ
от 3 лет
стоимость: 800 руб.

Дети в мастерской

Подробнее

Школа бутафорского мастерства

Музей восстания машин
от 5 лет
стоимость: 1500 руб./занятие, 5000 руб./курс

Дети в мастерской

На занятиях дети могут своими руками создавать маски и впечатляющие декорации из современных материалов, таких как пластик и латекс. Участникам предстоит работать на станке, изготавливать «матрицы», отливать формы и придавать фактуру изделиям. Занятия проходят раз в неделю. Для прохождения одного курса необходимо посетить 4 занятия (всего 5 курсов по 4 занятия).
Подробнее

Столярная мастерская «СМ-47»

Парк ремесел на ВДНХ
от 9 лет
стоимость: от 400 руб.

Дети в мастерской

По выходным мастерская проводит занятия для детей от 9 лет на «Городской ферме ВДНХ». Работая в группе до 10 человек, ребята научатся использовать ручные инструменты, сами изготовят и украсят свое изделие и заберут его домой. В мастерской есть и более углубленный столярный курс, рассчитанный на 5 занятий по 2 часа каждое.
Подробнее

Гараж «Кулибин Про»

ВДНХ и Московский планетарий, есть другие площадки
от 6 лет
стоимость: от от 950 руб./занятие

Дети в мастерской

В Гараже «Кулибин Про» всегда рады будущим изобретателям и мейкерам. Площадки работают как свободная мастерская, где каждый найдет себе занятие по душе — можно сколотить скворечник или собрать робота.

Отдельные зоны отведены для конструирования, столярного дела, выжигания, электротехники, пайки, носимой электроники, дополненной реальности, arts&science, toys from trash, kitchen science.

В Гараже нет расписания, начать, закончить или продолжить работу можно, когда удобно.
Подробнее

Читайте также:  Пластиковые панели для стен и потолка: размеры, отделка своими руками пошагово

Клуб «МультиЧайник»

галерея «Измайлово»
от 5 лет
стоимость: 500 руб./занятие

Дети в мастерской

По субботам клуб «МультиЧайник» устраивает мастер-классы по мультипликации для детей и взрослых. На занятиях снимают мультфильмы, смотрят самодельные и профессиональные работы, пьют чай и общаются. Участники могут быть и младше 5 лет — но только в компании мамы или папы.
Подробнее

Мастерская «Сладкарня»

музей «Всемирная история в пластилине»
от 4 лет
стоимость: 600 руб./занятие

Дети в мастерской

В мастерской при музее «Всемирная история в пластилине» всего за полчаса можно слепить фигурку из марципана. Не придется ждать, пока наберется группа: в мастерской много столов для работы, можно занять любое свободное место и заняться составлением своей композиции из марципана. Готовую поделку можно съесть на месте или унести домой.
Подробнее

Измайловский Кремль

от 4 лет
стоимость: от 300 руб./занятие

Дети в мастерской

В центре культуры и развлечений «Кремль в Измайлово» творческие мастер-классы проходят ежедневно с 11.00 до 19.00. Часть занятий рассчитана только на групповое посещение, однако родители с детьми всегда найдут, чем заняться. Можно, например, изготовить авторскую игрушку (700/800 руб.), сделать декоративную свечу (750 руб.

), украсить росписью деревянную игрушку (300 руб.), сплести куколку из лыка (450/500 руб.) или отчеканить собственную монету (350 руб). В некоторых мастерских есть ограничения по возрасту: например, гончарным делом можно заняться с 9 лет (800/1200 руб.), а в поработать в кузне разрешают только подросткам старше 14 (1500 руб.).

Подробнее

Творческие мастерские для любого возраста

ЦСИ «Винзавод»
от 3 лет
стоимость: от 350 руб./час, от 600 руб./занятие

Дети в мастерской

В Творческие мастерские можно прийти в любое время — в расписании гарантировано будет сразу несколько увлекательных занятий. Малышей от 3 лет приглашают на уроки мыловарения или керамики.

Участников старше 5 лет ждут на занятиях «Шоколадная фабрика», «Роспись камней», «Роспись сумок», «Свечное дело», «Раскрась футболку! », «Декупаж и роспись». Действует также студия живописи маслом и графики, гончарная и столярная мастерские и студия керамики.

Присоединиться к занятиям можно в любой момент — оплатить разовое занятие или приобрести абонемент.
Подробнее

Ribambelle

3 клуба в Москве: Vremena Goda / Green / In the City
от 3 лет
стоимость: 850 руб.

Дети в мастерской

Творческие и кулинарные мастер-классы в детских клубах Ribambelle проходят ежедневно с 14.00 до 18.00. Занятия рассчитаны на детей от 3 лет. Можно научиться готовить салат Цезарь, побывать на уроке скульптуры или задекорировать открытку.
Подробнее

  • «АндерСон»
  • 30 кафе в Москве
    от 3 лет
    стоимость: от 650 руб.

В «АндерСоне» можно не только повеселиться в игровой, но и научиться готовить. В ресторанах сети регулярно проходят кулинарные мастер-классы, на которых учат готовить несложные блюда и сладости. У каждого ресторана — свое расписание, так что дату и время лучше проверять на сайте.
Подробнее

  1. Центр юного анималиста «Арт-Зебра»
  2. Московский зоопарк
    от 5 лет
    стоимость: 1500 руб./занятие

Для детей открыты несколько творческих студий, присоединиться к которым можно на любом этапе. Гостей ждут занятия по рисованию, мультипликации и лепке.

Главная особенность «Арт-Зебры» в том, что дети не только осваивают разные художественные практики, но и узнают много нового об обитателях зоопарка.

А некоторые животные приходят на занятия и позируют юным творцам. Занятия проходят по выходным.
Подробнее

  • Центр научных открытий «Иннопарк»
  • парк «Сокольники/ЦДМ на Лубянке
    от 3 лет
    стоимость: 600 руб./занятие

По выходным в «Иннопарке» проходят сборные мастер-классы, посвященные различным областям науки. Тут можно смастерить свой собственный спиннер, создать оптическую иллюзию или собрать робота. Малышам понравится занятие «Шоколадная фабрика» (3+), на котором можно слепить фигурку из разных сортов шоколада.
Подробнее

Как мужчина открыл столярную мастерскую для мальчиков, растущих без отцов

Многие одинокие мамы сегодня задумываются над тем, как вырастить своих сыновей настоящими мужчинами. Зачастую мальчики, воспитываясь только мамой и бабушкой, не умеют даже прибить гвоздь, не говоря уже о готовности брать на себя ответственность и принимать серьезные решения.

Но есть и те, кто, несмотря на сложные семейные обстоятельства, сумели взрастить в себе настоящие мужские качества и теперь передают это другим.

Рассказываем историю Виталия Андрийца, который сам вырос без отца, а позже стал обучать столярному мастерству мальчиков, оказавшихся в подобной ситуации.

Папы есть не у всех

Дети в мастерской

предоставлено героем материала

«Моя проблема была в том, что в детстве я ничего руками по дому не делал. Я рос с мамой и бабушкой, и весь инструмент, который у нас был, – это маленький молоточек, отвертка и плоскогубцы, которые лежали в банке», – рассказывает Виталий Андриец. «Часто когда у нас дома что-то ломалось, мы просто переставали этим пользоваться.

Если тек кран, начинали подматывать его тряпками, а если где-то в стене появлялась дырка, то мы просто ее замазывали или закрывали картиной. И когда в гости приходил какой-то знакомый дядька, моя бабушка всячески пыталась его попросить помочь: то телек подкрутить, потому что он барахлит, то розетку починить, которая дымится».

Отец Виталия оставил семью, когда сыну еще не исполнилось и двух лет, поэтому диалога с папой у мальчика никогда не было. В голове у Виталия не осталось никаких картинок, ни воспоминаний об отце, а умение работать он открыл в себе только в 25 лет, когда поехал на заработки на стройку: «Там я понял, что руками можно пользоваться, это не так страшно».

К 32 годам мужчина уже сам стал отцом троих детей, тогда и задумался над вопросом, как быть хорошим папой. Так, обсуждая эту тему в кругу своих друзей в Черкассах, Виталий и придумал идею создать мастерскую для мальчиков «Мудрый плотник».

Был момент, когда я сидел со своими друзьями, мы все уже были отцами на тот момент и думали, как не потерять контакт со своими детьми. Как их воспитывать, а не быть папой просто где-то на фоне, который денежку приносит, а семью не видит.

Дети в мастерской

предоставлено героем материала

В тот вечер каждый из взрослых мужчин поделился своими воспоминаниями из детства.

Один рос без отца и всегда завидовал мальчишкам из полноценных семей, у другого папа был, но постоянно пьянствовал и срывал злость с кулаками, в том числе и на сына.

Третий рассказал о том, что отец постоянно пропадал на работе, и финансовое благополучие в семье обернулось полным отсутствием диалога между папой и сыном.

Услышав откровения своих друзей, Виталий понял, что в обществе существует проблема с папами и их ролью в семье. Друзья также обратили внимание, что среди их знакомых есть ребята, которые на сегодняшний день растут без отцов и уже «утратили возможность получить что-то мужицкое – навык, который должен передавать папа».

Мастерскую собирали всем миром

Помещение для мастерской нашли быстро, инструменты собрали по друзьям и знакомым, у кого что есть – молотки, дрели, отвертки.

И начали экспериментировать, позвав сначала своих сыновей, чтобы вместе что-то помастерить. Довольно быстро выяснилось, что потребность в таких занятиях очень высокая.

Вокруг оказалось много одиноких мам и бабушек, которые с удовольствием приводили своих мальчиков в мастерскую и рассказывали об этом соседям.

Дети в мастерской

предоставлено героем материала

Потом идею подхватили другие люди, друзья и жители города, стали помогать деньгами, материалами и инструментами. Сами занятия для мальчиков бесплатны, поэтому мастерская очень быстро набрала хорошие темпы, появилась возможность обучать не только своих детей, но и других ребят.

Иногда незнакомые люди подходят и говорят: «Классное дело делаешь, вот возьми дрель», – и дарят профессиональный инструмент, который достаточно дорого стоит. Благодаря этому наши пацаны имеют возможность работать с качественным инструментом, использовать хорошие отвертки и шуруповерты.

Некоторые люди дарят даже станки или серьезные пилы, помогающие готовить материал. Такие инструменты на занятиях не используются, потому что очень опасные, но с их помощью мастера могут качественно подготовиться к занятию и быстро распилить большой объем дерева.

Сегодня в команде работает пятеро взрослых, на каждом уроке присутствует от одного до трех наставников, которые стараются никого не обделить вниманием.

Также Виталию пришла идея приглашать на занятия знакомых подростков, чтобы они присматривали за младшими, помогали тем, кто отстает, и учились брать на себя ответственность.

«Мне кажется, это позитивный процесс, когда и взрослые задействованы, и подростки учатся служить младшим, а младшие довольны, что у них что-то получается сделать своими руками и им в этом помогают», – говорит Виталий.

В какой-то момент в мастерскую стали приходить ребята с папами и спрашивать, как им сюда попасть? Ситуации в семьях бывают разные: у кого-то папа – дальнобойщик и приезжает домой раз в полгода, а у кого-то отец занят на двух работах, чтобы прокормить семью, и ему некогда уделять время сыну. Поэтому сегодня в группе занимаются дети от 6 до 14 лет, в том числе и те, у кого есть отцы.

Мама, я тебя люблю

«Я не знаю, откуда у меня навык к столярному мастерству. Меня никогда никто не учил, и курсов я никаких не проходил, – размышляет Виталий. – Но желание помогать ребятам заставило меня обучиться в процессе.

Часто, когда я выдумываю поделку или разрабатываю, например, стул, то сначала делаю это самостоятельно и смотрю, что получилось. Если надо – переделываю, а потом уже показываю ребятам, и мы вместе дублируем.

По сути, я учусь вместе с ними».

Дети в мастерской

Ученики садят деревья рядом с мастерской. предоставлено героем материала

Новых наставников Виталий тоже старается убедить, что не нужно бояться помогать детям:

Очень часто у взрослых мужчин есть страх, что «я никогда не работал с детьми, не работал с деревом, и непонятно, как это у меня получится». Но на самом деле у нас не такие сложные поделки, для которых нужно специальное образование.

Виталий признается, что так как сам вырос без отца, зачастую не знал, как поступать в разных ситуациях, как заботиться и брать на себя ответственность, ведь в жизни перед ним не было такого примера.

Читайте также:  Система автополива на даче своими руками

«С уверенностью могу сказать, что человек что-то недополучает, вырастая без отца. Тем не менее не нужно ставить на себе крест, и если найти силы, выход всегда есть.

Определенный период своей жизни я тоже не представлял, как возьму ребенка на руки, и тем более никогда не думал, что буду папой четверых детей», – рассказывает герой.

Сам преодолев этот нелегкий путь, Виталий старается передать опыт ученикам: «Хочется помочь ребятам понять, что если ты взял ответственность за семью, то это на всю жизнь. А не то, что ты поиграл, сделал пару детей, а потом понял, что хочешь карьеру, красивую жизнь, и оставляешь маму одну с детьми».

Дети в мастерской

предоставлено героем материала

В процессе работы с деревом Виталий разговаривает с ребятами об ответственности в деле, за которое взялся, и об умении доводить его до конца.

Вместе они обсуждают вопросы дружбы, учатся быть трудолюбивыми и уметь держать мужское слово.

Также на занятиях мастер старается привить мальчикам любовь к семье, чтобы они не были просто «овощами», целыми днями сидящими в телефоне и таскающими еду из холодильника, а помогали родным по дому и заботились о близких.

Учу их разговаривать со своими мамами, не забывать сказать маме «я тебя люблю». Мы сейчас почему-то нечасто эти слова произносим.

Недавно фурор среди мам произвели сделанные их сыновьями деревянные рамки, внутри которых каждый поместил лист со словами о том, за что он благодарен маме и за что ее любит. Там были написаны довольно простые вещи: «за то, что мама готовит еду, одевает, будит по утрам в школу», – но многих матерей это растрогало до слез.

Еще делали поднос на веревочках, чтобы подавать маме кофе в постель. Так один парень сделал эту подставку, но когда нес маме кофе в постель, споткнулся и вылил кофе прямо на кровать. Тем не менее маму это не огорчило, она была рада поделке сына и его инициативе, пусть и не совсем удачно реализованной.

Мужская дисциплина

Конечно, с дисциплиной на занятиях бывает не просто. Чтобы сформировать для мальчиков образ сильного мужчины, Виталию приходится балансировать между учителем и другом. С одной стороны, хочется с ними поговорить, спросить, как дела дома и в школе, иногда обнять.

С другой, это может работать в минус, тогда дети перестают серьезно воспринимать учителя. Порой после нескольких предупреждений ученика могут и выгнать с занятия, если поведение одного мальчика ставит под угрозу срыв целого урока.

Также Виталий ввел спортивную практику приседаний и отжиманий за грубое слово или нарушение.

Я стараюсь сразу проговорить, что ругань, несмотря на то, что вы можете слышать ее на улице, не есть наша ценность, держите язык в чистоте. У меня нет задачи, чтобы парень ругался и приседал, я стараюсь это сразу отсечь или попросить родителей проконтролировать этот момент и поговорить.

Дети в мастерской

предоставлено героем материала

Чтобы дать понять, что папа – это не мама, которая всегда пожалеет и приласкает, Виталий на уроке может прикрикнуть или пристыдить, а иногда даже остановить занятие из-за нарушителя и начать разговор.

Здесь важно объяснить, что такое поведение может отвлечь других сверстников, из-за чего нарушится техника безопасности. Для визуального эффекта он показывает свой шрам, полученный от травмы пилой восемь лет назад.

Это быстро отрезвляет мальчишек.

Иногда нужно снять носок и показать свою заштопанную ногу, чтобы они поняли, что даже ручная пила может порезать и навредить, особенно когда ты ей играешь и отвлекаешься.

Благодаря такому воспитанию уже в возрасте 8-10 лет мальчики начинают становиться мужчинами. Они еще ходят в младшие классы, а уже умеют изготавливать нужные в быту вещи: стул, подставку, лесенку, полку, вешалку.

Родные остаются в полном восторге, глядя на перемены в своих детях. Так, один младшеклассник порадовал свою бабушку, смастерив небольшую лесенку на две ступеньки, с помощью которой та смогла достать до нужных полочек с банками в кладовке.

Другой изготовил ступеньки для своей сестры, и теперь она самостоятельно дотягивается до раковины, выключателей и других нужных предметов.

Третий адаптировал дома гибкую, переносную лампу, с помощью которой можно найти даже закатившийся под кровать предмет.

На занятиях мальчики учатся работать с линейкой и сантиметром, чертить карандашом, ведь многие на первых уроках банально не могут рисовать ровные линии. За несколько занятий они приобретают этот навык.

Ребята много работают с ручной пилой, отверткой и молотком, практикуют разные типы соединений: скручивают шурупы, забивают гвозди, склеивают деревянные крепления.

На сегодняшний день, помимо воспитания в мальчиках настоящих мужчин, самое важное для основателя мастерской – видеть благодарность мам за успехи своих сыновей, это продолжает мотивировать всю команду: «Когда они говорят спасибо за поделку, время и ребенка, это мотивирует нас не останавливаться, понимать всю важность проекта и стремиться двигаться дальше».

Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников

«Творческая мастерская» как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников.

          Одним  из требований ФГОС дошкольного образования  является развитие самостоятельной творческой личности ребенка дошкольника.

       Существует много форм, методов и приемов развития творческих способностей детей. Одним из наиболее эффективных форм развития творчества детей является «творческая мастерская».

Термин «Творческая мастерская» все чаще звучит в современных педагогических исследованиях. Данная форма является одной из форм инновационного подхода к образовательной деятельности детей. Данная форма активно используется в учебно-воспитательном процессе, как форма развития творческих способностей дошкольников.

Технология творческих мастерских рассматривается в работах И.П. Волкова «Выявление и развитие творческих способностей», Г.С. Альтшуллера «Решение изобретательских задач».

           И.Я. Мухина в своих трудах дает определение понятию «Творческая мастерская» — это такая форма образовательной деятельности, которая создает условия для вхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. По мнению И.Я.

Мухиной, для открытия в любой сфере знаний необходимо заниматься творческой деятельностью и осознавать закономерности этой деятельности.  В «Творческой мастерской» достигается максимальное приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, т.к.

 каждый ее участник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свободной деятельности. «Творческая мастерская» предполагает изучение новой информации.

Для дошкольников новая информация преподноситься в виде игры, исследовательской деятельности детей при помощи педагога и родителей.

«Творческие мастерская» подразумевают самостоятельную творческую деятельность детей. Н.А.

Ветлугина, анализируя исследования развития самостоятельной деятельности, отмечает сходство ее с игровой, так, как и та и другая возникают по инициативе детей в соответствии с индивидуальными интересами детей, осуществляются по самостоятельному замыслу, в них отражаются имеющиеся впечатления детей, их отношение к процессу деятельности.

  •          Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствовать развитию самостоятельной деятельности ребёнка и его творческой инициативы.
  • Сущность современных форм личностно — ориентированного подхода, в том числе и «Творческой мастерской», состоит в процессе накопления ребенком такого опыта, который содержит в себе способы взаимодействия с миром и расширяет возможности активной творческой деятельности ребенка, побуждая его к приобретению нового опыта.
  • «Творческие мастерские» могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей:

— Театральные мастерские, в которых дети сами могут создавать костюмы и атрибуты для спектаклей. Такие мастерские могут применяться для развития коммуникативных, эстетических и художественных способностей детей.

  1. — Мастерские по развитию навыков общения (коммуникации) с использованием проблемной ситуации и чтением художественной литературы могут применяться, как средство развития речи дошкольников;
  2. — Художественные мастерские нацелены на самостоятельную деятельность детей. Дети сами выбирают материалы для будущего рисунка или подделки;
  3. —  Мастерские добрых дел могут помочь организовать работу по ремонту книг, игрушек, организовывают трудовое воспитание;
  4. — Краеведческая мастерская знакомит детей с достопримечательностями родного города, способствует организации патриотического воспитания;
  5. — Познавательные мастерские дают возможность создавать макеты, схемы, которые помогут усвоению детьми знаний естественных наук (математика, окружающий мир и прочее).
  6. Творческие мастерские позволяют осуществлять:
  7. —  Интеграцию в образовательный процесс традиций и новаций.
  8. — Построение отношений «воспитатель-воспитанник» на основе сотрудничества.
  9. — Использование активных форм обучения.
  10. — Работу в больших и малых группах.
  11. — Творческие работы воспитанников на основе художественных произведений.
  12. — Формирование нового мировоззрения в аспекте социальной адаптации.
  13. — Создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска решений.
  14. — Мотивацию для дальнейшей деятельности.
  15. — Рост способностей детей к размышлению и выражению своих мыслей.

      Работа в «Творческой мастерской» строиться поэтапно, где каждый из этапов соответствует возрастному периоду, начиная со средней группы. Внутри этапов работа ведется циклично: «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками и тканью», «Работа с бросовым материалом».

Занятия в «Творческой мастерской» помогают формированию основных навыков и умений, которые предусмотрены программой и требованиями ФГОС дошкольного образования: умение держать карандаш, пользоваться кистью, ножницами; набирать краски и прочее. Также способствует реализации задач, которые предусмотрены образовательной областью «художественно-эстетическое развитие».

  •          Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми являются:
  • — Творческое начало, которое несет в себе сама идея такой деятельности.
  • — Импровизационный характер деятельности.
  • — Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
  • — Партнерские взаимоотношения педагога и ребенка.
  • — Открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
  • — Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка.
  • — При такой форме организации деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
  • — Ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу.
Читайте также:  Цементно–стружечная плита (цсп): применение, технические характеристики, толщина, вес

— Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

— Отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом, получает удовольствие, что может реализоваться в творческой деятельности.

       Организация образовательной деятельности детей с помощью инновационных форм работы связана с рядом методических вопросов, которые касаются чистоты и периодичности работы, стиля поведения воспитателя и прочее.

Занятия в «Творческих мастерских» организуются два раза в неделю, в определенные дни и время. Это способствует созданию определённого режима и  возникновению у детей настроенности на предстоящую работу. В таком количестве занятия обычно проводятся в соответствии с образовательными программами для детей старшего дошкольного возраста.

Для детей целесообразно обозначать эти занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в особом образе организованном пространстве, где целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.

Работе в «Творческой мастерской» целесообразнее будет посвящать утренние часы, обычно после завтрака и чтения художественной литературы.

При этом художественная литература способна определить направление работы в «мастерской», задать конкретную тематику, создав смысловой фон.

  1. Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:
  2.  — Организацию общего рабочего пространства.
  3. —  Возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;
  4. — Открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол с необходимым материалом для работы. За столом должны быть предусмотрены места для всех участников «мастерской», в том числе и воспитателя.

Места детей не закреплены за каждым из детей, как на занятии, каждый из участников может сесть там, где захочет. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им необходимо взять какой-то инструмент или материал.

Позиция воспитателя также динамична. На каждом занятии он находиться рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном типе работы или слабо владеет материалами и инструментами.

         Таким образом, каждый частник «мастерской» имеет возможность видеть действия других, обсуждать ход работы и полученные результаты, обмениваться мнениями и открытиями.

Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям.

Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам, и он спланировал делать кораблики, можно представить 3 – 4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей (операций). В такой ситуации они смогут выбрать образец по своему предпочтению.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы.

Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

Предлагая детям задание, воспитатель должен спроектировать его на 25-30 минут, которые необходимы для достижения конечной цели. При этом необходим некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок смог включиться в работу, справиться с ней, действуя в собственном темпе. Воспитатель не покидает рабочее пространство, пока все воспитанники не закончат работу.

      Можно предложить примерно такой вариант обращения к различным культурно-смысловым контекстам.

Контексты «предметы для игры и познавательно-исследовательской деятельности» и «художественная галерея» (тяготеющие к полюсам чистых конструктивных и изобразительных материалов) используются чаще других, в порядке сбалансированного чередования.

Контексты «макет», «коллекция», «книга», «театр» могут быть приурочены к содержанию других культурных практик (чтению большого художественного текста, тематике познавательно-исследовательской деятельности, игре-придумыванию) и применяться реже первых двух.

Особое место занимает в этом ряду контекст «украшения-сувениры», он естественным образом привязывается к общезначимым событиям (праздникам) или к событиям местного значения (тематические утренники, дни рождения и пр.).

         Типы работы в старшей группе должны быть подобраны  по следующим направлениям: от работы по образцам (в начале учебного года) до постепенного увеличения удельного веса работы по схемам и словестным описаниям (середина года), в итоге дети должны прийти к сочетанию всех типов работы к концу года.

       Предметная среда, в которой работаю дети, должна способствовать активизации творческих и мыслительных процессов, а также стабилизировать цели ребенка. Потому необходимо предоставлять детям не только материалы для работы, но и образцы для возможной работы.

Материалы и образцы, использованные взрослым в совместной деятельности с детьми, должны на некоторое время переходить в их свободное распоряжение, с тем, чтобы они могли при желании продолжить понравившуюся работу.

Для этого в помещении группы необходимо выделить определенное место (Стеллаж, столик, за которым могут работать двое-трое детей).

             В рамках «Творческой мастерской» наибольшей популярностью у детей пользуется «бросовый» материал, с помощью которого по выбору ребенка возможно мастерить различные вещи. Из таких материалов полезным может быть: обрезки ткани, пенопласт, картонные коробки, проволока в оплётке, СД диски, ватные палочки и прочее.

Дошкольники любят не только творить по собственному замыслу, но и копировать, особенно если задача копирования не навязана им, а свободно выбрана. Нужно, чтобы у них были разнообразные образцы для копирования. Существуют многочисленные варианты таких заданий для детей, среди которых наиболее подходящие:

  • — воспроизведение графического образца по опорным точкам;
  • —  воспроизведение графического образца по клеткам;
  • — воспроизведение заданного элемента орнамента в готовом контуре;
  • —  графические образцы последовательного приращения характерных деталей к простому геометрическому контуру, превращающих его в узнаваемое предметное изображение (например, как превратить простой овал в птицу, барашка, человека).

Вывод: Для организации творческой мастерской педагогу необходимо составить план на год, руководствуясь программой, по которой работает образовательное учреждение. Необходимо подготовить рабочее пространство, обеспечить детям свободную самостоятельную деятельность, незаметно контролируя процесс и помогая детям в реализации творческой деятельности.

    «Творческая мастерская» — это инновационная форма организации образовательной и творческой деятельности детей в детском саду. Начинать работать в «мастерской» можно со средней группы.

Использовать «мастерскую», как форму работы с детьми возможно в самых разных видах деятельности. Огромный плюс работы в «мастерских» — добровольный вид работы, возможность детей самостоятельно выбирать материал.

Мастерские помогают развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных компетенций воспитанников.

В «Творческой мастерской» специально организуется развивающее пространство, которое позволяет участникам в групповом поиске, в режиме диалога приходить к формированию новой компетентности, осмыслению ценностей, важных для их профессиональной и личной жизни.

Происходит коллективная интеграция и передача знаний и умений, корректировка собственного опыта и навыков, осмысление и перестройка оснований собственной деятельности и поведения, общения и поступков по отношению к себе, к другим, к окружающему миру.

Мастерская как технология реализуется во многом по правилам интенсивного интерактивного взаимодействия, за счет наличия инновационного знания, импровизации, сочетания условного и реального планов действий, освоения разнообразных техник и приемов.

       Все задания и действия педагога направлены на подключение воображения ребенка, на создание атмосферы проявления творчества. Педагог руководит процессом мягко, демократично и незаметно.

             Основные методические приемы, используемые в «мастерских» это:

—  Индукция. Данный прием олицетворяет собой проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация характеризует определенное состояние воспитанника, которое возникает при выполнении такого задания, которое требует открытия новых знаний, поиска решения. Ребенок должен отчетливо представлять себе «неизвестное».

Педагог, при создании проблемной ситуации должен указать необходимость работы с данным «неизвестным», переделить круг объектов, которые помогут начать поиск открытия.

Составляя индуктор, необходимо соотнести его с чувствами, мыслями и эмоциями, которые могут быть вызваны у детей.

Широкий индуктор рассчитан на тех детей, у которых процесс обучения опирается на зрительную, слуховую и двигательную память. Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы — могучее средство для стимулирования интереса.

— Самоконструкция — самостоятельная деятельность детей по созданию решения, рисунка или проекта.

— Социоконструкция является важнейшим приемом в организации мастерских, так как представляет собой групповую работу. Педагог может корректировать состав групп, разбивать задание по группам и ряд задач.

— Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

— Разрыв. Данный метод — это внутреннее осознание участником мастерской наполнения и несоответствия старого задания новому, что вызывает внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником.

— Творчество. Мастерская дает детям творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания».

В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания? Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание педагога — акт послушания воспитанника.

Но в выполнении задания свобода творчества, дети сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания.

           Методы «Творческой мастерской» основаны на развитии самостоятельной познавательной деятельности детей, они направлены на активизацию познавательных процессов и творческих способностей детей. Педагог в «мастерской» выступает в роли наставника, помогая детям в реализации и поиске решения задания.

    Организовывая и проводя мастерскую, педагог не стремиться  передать знания. Он старается задействовать разум, мыслительную активность детей, также их творческие способности и  самостоятельность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector