Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Автор статьи:Евгения Соколова

В фотосъемке свет играет критически важную роль для создания удачного кадра.

Однако неблагоприятные условия освещения встречаются довольно часто, например, при ночной съемке или в темном помещении, когда нет возможности исправить ситуацию с помощью дополнительного света.

Важно знать, как использовать любые условия съемки таким образом, чтобы добиться качественного результата и сделать максимально удачные снимки. О том, как правильно фотографировать без вспышки при недостаточном свете, и пойдет речь в этой статье.

Общая подсказка: снимайте в режиме RAW

Вне зависимости от того, при каком освещении и в каких условиях вы делаете фотографии, общий совет: проводите съемку в режиме создания RAW. Этот формат фотографий дает фотографу большую свободу в процессе постобработки, позволяя скорректировать в программе для обработки фото практически все аспекты снимка.

Как понятно из названия, файл RAW содержит «сырую» информацию. Это необработанные данные, которые хранят все значения интенсивности света, собранные с каждого пикселя сенсора вашей камеры. Как вы будете обрабатывать эту информацию — полностью зависит только от вашего желания создать ту или иную композицию.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Делайте снимки в формате RAW — его легче обрабатывать в фоторедакторах

Альтернативой RAW является JPEG, который практически не дает фотографам возможности контролировать обработку. Создаваемое изображение является результатом данных камеры и усредненных значений. Такие фото можно тоже отредактировать, но с большими потерями и ограничением в возможности редактирования разных аспектов.

Если вы не решаетесь полностью переключиться на съемку в формате RAW, сделайте первый шаг, переведя камеру на формат RAW + JPEG. Вы можете сравнить эти два формата позже, в процессе редактирования.

Способ 1. Установите правильные настройки камеры

Проще всего получить больше света на датчике — отрегулировать параметры диафрагмы, время выдержки и ISO.

Выдержка

Так как же проводится съемка при плохом освещении? Все начинается с выдержки, которая определяет время, в течение которого свет попадает в камеру. Чем ниже значение параметра, тем больше света попадет на датчик.

Как показывает практика, чтобы сделать резкое изображение без размытия в условиях недостаточного освещения, нужно установить скорость равную доле фокусного расстояния при съемке с рук.

Например, чтобы сделать снимок на 30 мм, вы должны установить выдержку на 1/30 секунды.Стоит отметить, что это правило применимо только к полнокадровым фотоаппаратам.

Если используете тот же объектив 30 мм на кроп-камере, вам нужно будет использовать 1/45 секунды вместо 1/30 из-за фактора кадрирования вашего датчика.

Диафрагма

Используйте большое значение диафрагмы, чтобы широко открыть объектив и впустить на датчик как можно большее количества доступного источника света.

Минус этого способа в том, что допустимая резкость кадра значительно упадет. С помощью этой настройки нельзя полностью сфокусироваться на крупных объектах.

Этот метод подходит, если вы хотите акцентировать кадр на определенном объекте, который не покрывает большую часть изображения.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Чем шире открыта диафрагма камеры, тем больше света поступает на датчики

ISO

Третий параметр, который может помочь получить более яркое изображение — настройка ISO. Этот параметр определяет светочувствительность сенсора.

Стандартное значение этой установки составляет от 100 до 200, если значение удваивается, светочувствительность сенсора также увеличивается. На первый взгляд это может показаться идеальным решением при недостаточном освещении.

Но будьте осторожны: увеличение значения ISO может привести к появлению шума на изображении и, следовательно, к снижению качества.

Режим авто ISO

Лучшее решение – использовать автоматический режим. Автонастройка указывает камере поддерживать определенную выдержку и ISO. При этом установки автоматически корректируются в зависимости от ситуации.

Когда свет уменьшается, фотоаппарат компенсирует это за счет уменьшения выдержки и увеличения ISO. Например, он может установить пределы, чтобы оставаться выше или ниже значения выдержки 1/100 или ISO 1600.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Авто настройка ISO позволяет создавать резкие изображение при любом освещении

Правильные настройки могут существенно помочь создавать резкие изображения с ограниченным шумом. Чтобы настроить авто ISO на камере, укажите минимальное значение выдержки, с которым вам удобно работать, и укажите допустимый диапазон ISO, основанный на характеристиках вашей камеры.

Способ 2. Используйте штатив в качестве вспомогательного средства

Чем большее время экспозиции вы установите, тем больше света попадет на сенсор камеры. Однако у этого решения есть недостаток, заключающийся в том, что при этом невозможно сохранить высокую четкость.

Если ваше фокусное расстояние не слишком велико, выдержка должна составлять до 1/60 секунды. Однако для более длительной настройки вам потребуется штатив.

Увеличивая время экспозиции, вы можете сильно закрыть диафрагму, несмотря на слабое освещение, и таким образом запечатлеть объекты в полном фокусе.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Штатив поможет установить выдержку, подходящую для съемок в темном помещении

Штатив защитит вашу камеру от естественного дрожания рук, но простое нажатие кнопки спуска затвора тоже может вызвать шатание камеры. Поэтому в дополнение к триподу приобретите дистанционный спуск затвора. Это обеспечивает более высокий шанс получения четкого кадра без размытия.

Способ 3. Подберите правильный объектив

Невозможно научиться тому, как снимать в темном помещении, без правильно подобранного объектива. При съемке правильно выбранная линза в большой мере влияет на конечный результат работы.

Первый вариант решения проблемы — выбрать светосильный объектив. Мощные линзы предлагают особенно высокие значения диафрагмы, позволяя большему количеству света попадать на матрицу. Такие высокие значения диафрагмы часто встречаются в объективах с фиксированным фокусным расстоянием из-за их более простой конструкции.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Фотоаппарат со светосильным объективом Leica Noctilux-M

Другая возможность — использовать широкоугольный объектив и подойти ближе к объекту. Преимущество широкоугольного объектива заключается в большой глубине резкости даже при широко открытой диафрагме.

Способ 4. Откажитесь от встроенной вспышки

Естественным решением для многих начинающих фотографов при фотосъемке в темное помещение становится использование встроенной фотовспышки.

Однако есть одна большая проблема: обычно качество создаваемого ими света оставляет желать лучшего.

Поэтому профессиональном фотографам для создания высококачественных снимков предельно важно знать, как снимать в темном помещении без вспышки, встроенной в аппарат.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Использование альтернативных источников света поможет развить творческое воображение

Установленная по умолчанию вспышка полностью разрушает атмосферу снимка и может добавить ненужные цветовые оттенки.

В итоге вы получите фотографию отвратительного качества, которую будет сложно исправить даже в фоторедакторе. Прибегайте к этому способу, только если для вас не важна эстетическая сторона фотосъемки.

В идеале стоит постараться использовать альтернативные источники, например, направить на объект лампу или фонарь.

Способ 5. Используйте функцию TTL

И все же съемка в темном помещении не обходится без дополнительного источника освещения. У вас есть два выхода: смягчить свет «родной» вспышки или использовать переносную технику.

В первом случае отразите световой поток от поверхности: стена, потолок или отражатель и т. д. Это смягчит и расширит поток света.

Модифицирующий конус или софтбокс также помогут сделать освещение более естественным.

Однако самым распространенным решениям в фотосессиях становится использование выносной фотовспышки, как наименее ресурсозатратного способа. Во многих фотовспышках присутствует функция TTL. Она автоматически подбирает мощность импульса, что помогает сбалансировать жесткость подаваемого света.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Вспышки с режимом TTL помогают регулировать силу подаваемого света

Иногда расчет выхода TTL неверен, и на объект падает слишком много или слишком мало освещения. В этих ситуациях переключитесь на ручное управление, сделайте несколько фотографий и просмотрите их на ЖК-экране камеры. Отрегулируйте уровень мощности вспышки и экспериментируйте, пока не получите желаемую настройку.

Способ 6. Снимайте в серийном режиме

Как упоминалось ранее, съемка с рук в условиях низкой освещенности может вызвать дрожание камеры при нажатии кнопки спуска затвора. При съемке в режиме одиночного кадра есть риск получения нечетких изображений.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Создавайте как можно больше снимков — так у вас будет больше выбора

Чтобы исправить это, переключитесь в режим непрерывной съемки, когда камера делает несколько кадров после нажатия кнопки спуска затвора. Это снижает риск дрожания фотоаппарата после первого фото и дает вам возможность выбирать из нескольких изображений в процессе редактирования.

Способ 7. Исправьте освещение в постобработке

Даже профессиональные фотографы, которые знают, как фотографировать в помещении без вспышки, не защищены от ошибок. Если ни один из вариантов не сработал или у вас не было времени на подготовку, последний, но не менее эффективный способ исправить темные снимки – отредактировать их в фоторедакторе.

Существует большое количество ПО, в которых можно с детальной точностью отрегулировать освещение. Мы рассмотрим этот процесс в русскоязычной программе ФотоМАСТЕР. Она выгодно отличается от перегруженного софта простотой и удобством управления и в то же время предлагает большой выбор продвинутых инструментов.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Ручная настройка яркости в программе ФотоМАСТЕР

Для начала вам понадобится скачать фоторедактор, а затем загрузить в программу неудачный кадр. Исправить недостатки света в ФотоМАСТЕРЕ можно несколькими способами. Первое – ручная настройка яркости и экспозиции. Делается это в разделе «Улучшение». Передвигайте ползунки и отслеживайте изменения в окне предпросмотра.

Если вы не уверены в своих навыках, поможет функция автоулучшения. Кликните по кнопке «Автоматическое улучшение», и программа сама распознает и исправит недочеты в кадре. Нажав на иконку в виде гайки, вы сможете выбрать, на какой из пунктов применить настройки, чтобы добиться желаемого результата.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Автоматический режим улучшения освещения

Общие советы для съемки при слабом освещении

Еще несколько приемов, как добиться хороших кадров в неподходящих условиях съемки:

  • Двигайте объект съемки.
  • Вне зависимости от того, снимаете ли вы людей или неодушевленные предметы, если вы можете подвинуть предмет фотосъемки к источнику света — сделайте это. Попробуйие поменять ракурс освещения.

  • Используйте все возможные источники освещения.
  • Раскройте окно и впустите так много света, как только возможно. Если вы работаете в частном доме, откройте двери. При фотосъемке ночью на улице ищите наиболее светлые места, например, у витрин магазинов.

  • Экспериментируйте с композицией.
  • Увеличение или приближение к объекту поможет исключить области с проблемным освещением. Попробуйте использовать вертикальное обрамление, а не горизонтальное, или держите камеру под нестандартным углом. Нестандартная композиция скроет недостатки освещения в кадре

  • Откажитесь от зума.
  • Когда вы увеличиваете объект съемки, в кадр попадает еще меньше света. Лучше подойдите сами.

  • Включите режим мультиэкспозиции.
  • Она присутствует на фотокамерах с ручной настройкой и позволяет создавать эффект двойного экспонирования, то есть делать один снимок на другом. При этом в кадр попадает в два раза больше света.

  • Используйте дополнительное освещение.
  • Галогеновая лампа (прожектор) станет хорошей заменой «родной» фотовспышке. Она значительно дешевле выносной профессиональной вспышки и дает приятный теплый свет, что поможет создать нужную атмосферу.

Итак, мы рассказали, как фотографировать при плохом освещении и можно ли позже исправить недостатки в кадре. Для начинающих фотографов предельно важно знать подобные нюансы, так как не всегда есть возможность проводить фотосессии в идеальных условиях.

Изучайте свою фотокамеру и тренируйте свои навыки, а ошибки всегда можно подправить в процессе постобработки.

ФотоМАСТЕР поможет вам довести ваши кадры до совершенства при помощи большого выбора автоматических и ручных инструментов и большой коллекции фильтров.

Секреты получения высококачественных портретов: правильное студийное освещение

Изложенные в этой статье рекомендации профессионального фотографа Julia Kuzmenko McKim пригодятся тем, кто любит снимать портреты с использованием искусственного освещения.

Основная проблема, часто встающая перед людьми, работающими в данном жанре – это несоответствие динамических диапазонов человеческого глаза и датчиков камеры, у которых он значительно ниже.

Для получения качественного и реалистичного портрета, суммарная яркость кадра должна максимально соответствовать тому, что видит фотограф.

В целом ситуация напоминает ту, когда с помощью объектива нужно передать стереоизображение, которое мы получаем в жизни, благодаря глазам.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Julia Kuzmenko McKim

Теоретически законы света одинаково работают везде, однако, когда дело доходит до освещения в фотографии, то основная наша цель заключается в увеличении динамического диапазона.

Это достигается путем лучшего заполнения затемненных участков кадра и фиксации ключевого объекта фотосъемки одновременно в тени и на ярком свете (за исключением использования оригинальных схем освещения, реализуемых против всех правил фотографии для воплощения необычной творческой идеи).

Многие начинающие фотографы считают, что неукоснительное следование правилам фотографии не позволяет им в полной мере реализовать имеющиеся творческие идеи. Несомненно, эксперименты положительно влияют на портретную съемку, однако и правила были придуманы не просто так.

Нередко фотографы, анализируя свои ошибки, начинают понимать, что не допустили бы их, если бы соблюдали базовые законы работы со светом.

Поэтому, для проведения удачной портретной фотосъемки важно уметь различать смелый эксперимент и нелепую идею, не способную привести ни к чему выдающемуся.

Использование модификаторов света

Наибольшей популярностью среди портретистов пользуются софтбоксы и отражатели различных видов и размеров.

Все остальные существующие приспособления для изменения характера и направления освещения также могут значительно улучшить качество фотосъемки при условии правильного их использования.

Выбор конкретного модификатора света зависит, в первую очередь, от личных предпочтений фотографа, но также на него влияет ряд следующих критериев:

  • насколько большую площадь вы хотите осветить – тип и размер модификатора напрямую зависит от того, снимаете вы лицо крупным планом, или делаете ростовой портрет;
  • состояние кожи объекта фотосъемки – если ваша модель не имеет проблем с кожей, то освещение можно делать достаточно сильным, что позволяет добиться интересной игры света и тени. В случае фотосъемки пожилого человека или человека с проблемными кожными покровами к подбору световой схемы нужно подходить деликатно. Скрыть имеющиеся недостатки лучше всего поможет софтбокс, который позволяет получить мягкое освещение;
  • количество моделей – если вы снимаете групповой портрет и еще не видели будущих моделей вживую, то разумнее всего будет начать съемку с использования софтбокса. Это позволит избежать проблем с постобработкой фотографий, если у одной из моделей может оказаться проблемная кожа.
  • Тем, кто хочет снимать по-настоящему качественные портреты, необходимо научиться читать схемы света на чужих работах, различать форму бликов в глазах модели, степень жесткости освещения, а главное – понимать, с помощью использования каких модификаторов был получен тот или иной эффект.
  • Использование портретной тарелки
  • Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Для получения этого фотоснимка была использована портретная тарелка. Серебряный отражатель позволил заполнить глубокие тени под носом и подбородком модели. Ее кожа была практически безупречна, а после работы визажиста стала идеальной.

Благодаря этому использование сильного света было вполне приемлемым в данной ситуации. Если вы никогда не снимали с портретной тарелкой, то самое время попробовать сделать это.

Несмотря на свою простоту, этот аксессуар способен поменять очень многое в кадре в лучшую сторону.

Использование софтбокса

Следующие две фотографии были получены при использовании такой же световой схемы, как и на предыдущем снимке, но в качестве основного источника освещения использовался большой софтбокс.

В фотосессии участвовало более десяти моделей, и было решено использовать именно такой модификатор света.

Это позволило одинаково выгодно показать прически и лица всех участниц, избежать возможных сложностей с проблемной кожей кого-то из девушек.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Если у вас нет опыта использования портретной тарелки и софтбокса, вы можете и не заметить, в чем отличие этих фотографий от предыдущего снимка. Эта граница достаточно тонкая, но чем больше вы будете снимать, тем легче вам будет ее замечать.

Как правило, опытный фотограф легко определяет, какой модификатор света был использован для получения той или иной фотографии, и возможно ли в имеющейся ситуации добиться лучших результатов.

Это умение помогает правильно настраивать освещение и не допускать ошибок самому. Для начала учитесь определять глубину и степень жесткости теней под носом и подбородком модели.

Так вам будет легче определиться с тем, какой модификатор света лучше выбрать.

Применение серебряного отражателя

Широкую популярность среди фотографов-портретистов получил серебряный отражатель. Он практически не изменяет оттенков света, при этом делает его прямым и жестким. Грамотная регулировка мощности источника освещения и правильное расположение рефлектора относительно модели и фона позволяет получить отличные результаты.

Если у вас под рукой нет серебряного отражателя, его можно быстро сделать из кухонной фольги, наклеенной на плотный картон с помощью двухстороннего пластыря.

Если вы на автомобиле, то в качестве рефлектора также можно использовать светозащитный серебряный козырек.

Применение даже столь простых и дешевых самодельных приспособлений принесут на порядок больше пользы во время проведения портретной фотосъемки.

Если у вас все же нет возможности использовать отражатель, направляйте вспышку в белую стену, потолок или любую светлую поверхность позади себя.

Это же актуально для помещения, которое имеет неподходящую окраску или большую площадь, на которую не хватает мощности вашего освещения.

Следующие два изображения наглядно показывают разницу в динамическом диапазоне снимков, снятых без отражателя, и с его использованием.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Использование цветных фильтров

Интересные результаты в портретной фотосъемке можно получить, когда используются цветные гелевые фильтры.

Они могут значительно снижать мощность вспышки на выходе, поэтому при покупке этого аксессуара необходимо ориентироваться в первую очередь на мощность имеющегося оборудования.

При использовании цветных фильтров контролируйте температуру вспышки. Мощные устройства могут повредить материал аксессуара при сильном нагреве.

  1. Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.
  2. Этот снимок, который вы видите, был получен с использованием оранжевого и голубого фильтров, установленных на вспышках, которые находились позади модели.
  3. Применение других модификаторов света
  4. Несмотря на то, что другие модификаторы света получили меньшую популярность в портретной съемке, они тоже могут принести много пользы при умелом их применении.

Например, для получения этой фотографии был использован двухметровый октобокс. Применение настолько большого источника света позволило дать модели максимально много свободы в движениях.Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

В своей работе портретисты время от времени используют фотографические зонты. Характер света на них несколько отличается от того, который получается при использовании софтбокса или портретной тарелки.

Хотя зонт зачастую не способен дать освещение профессионального уровня, но его функциональности хватает для решения многих задач, а компактные габариты и легкий вес делают это приспособление незаменимым помощником при работе на выезде.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

 Использование люксметра

От профессионалов нередко можно услышать, что люксметр необходим только аматорам. Эта точка зрения достаточно спорная.

Несомненно, в большинстве случаев фотографу действительно проще и полезнее определять освещенность сцены визуально – это позволяет получить незаменимый опыт и необходимые навыки.

Но нередко возникают ситуации, когда настроить вспышку нужно очень быстро, или же фотограф работает с арендованным оборудованием, к которому не привык. В таком случае люксметр окажет неоценимую помощь, так что не стоит списывать этот полезнейший прибор со счетов.

Конечно, существует еще множество модификаторов света, которые не получили столь широкого распространения в портретной съемке, а их использование зависит, в первую очередь, от индивидуальных предпочтений каждого фотографа. Если вы в совершенстве овладеете теми светомоделирующими приспособлениями, которые описаны выше, вам гораздо проще будет получать отличные портреты.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

И напоследок маленький экзамен для фотографов. Попытайтесь определить, какие модификаторы света использовались для получения этого снимка.

Какое освещение лучше для глаз?

Сегодня сложно представить себе жизнь человека без искусственного освещения. Однако не всем известно, что его избыточность может отрицательно сказаться на состоянии глаз. Вредным является и недостаток света. Узнаем, какое освещение является наиболее оптимальным.

Как на глаза влияет освещение?

Одним из спектров любого освещения, как естественного, так и искусственного, является ультрафиолет. Он способен оказывать положительное и отрицательное воздействие на организм.

С одной стороны, ультрафиолетовые лучи позволяют коже загореть и таким образом «накопить» солнечную энергию. Свет солнца повышает иммунитет, помогает подавить аллергические реакции, улучшает настроение.

С другой стороны, ультрафиолет способствует быстрому старению тканей, приводит к развитию кожных, офтальмологических и других заболеваний. Это происходит в тех случаях, когда на организм воздействует слишком много ультрафиолетовых лучей.

Наукой доказано, что длительное и постоянное влияние ультрафиолета на органы зрения впоследствии становится причиной развития глаукомы, макулодистрофии, катаракты, онкологических заболеваний глаз.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Ультрафиолетовое излучение образуется и при работе искусственных источников света. Этот спектр лучей излучают кварцевые, люминесцентные и эритемные лампы, лазерные установки, электро-газовая сварка и другие приборы и технические факторы.

Конечно, в обычных лампах, которые устанавливаются в квартирах и офисах, УФ-лучей образуется настолько мало, что навредить здоровью глаз они не могут. Но энергосберегающие приборы освещения создают дополнительную нагрузку на глазные мышцы.

Из-за этого глаза быстро утомляются.

Вредят здоровью глаз и источники освещения, создающие блики. Из-за отсветов человек отвлекается, сильно напрягает глаза, что впоследствии может привести к расфокусировке и астенопии. Слишком тусклое или чересчур яркое освещение не является прямой причиной развития зрительных патологий.

Но одним из факторов снижения остроты зрения свет стать может. Кроме того, его интенсивность влияет на психоэмоциональное состояние. При недостаточной освещенности или чрезмерно ярком свете человек начинает чувствовать психологический дискомфорт.

Наличие других неблагоприятных факторов, например, стрессовой ситуации, может привести к развитию невроза, который лечится достаточно долго.

Защитить глаза от ультрафиолета можно с помощью солнцезащитных очков. Людям, которые пользуются средствами контактной коррекции зрения, офтальмологи рекомендуют носить линзы с УФ-фильтрами.

Лучше для глаз использовать двойную защиту: солнцезащитные очки и контактную оптику с UV-блокировкой. Линзы блокируют большую часть периферийных ультрафиолетовых лучей, а очки — центральных. Однако это все относится к защите от естественного солнечного света.

Узнаем, каким должно быть искусственное освещение, когда оно будет безопасным для здоровья.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Какое освещение оптимально для глаз?

Искусственный свет разделяют на теплый и холодный. Первый помогает расслабиться, второй, напротив, держит человека в тонусе. В связи с этим говорить о том, какой из них является хорошим, а какой плохим, не совсем корректно.

Каждый из них оптимален при определенных условиях. На энергосберегающих и светодиодных лампах указана цветовая температура. Она измеряется в Кельвинах (К). Чем ниже величина, тем более желтым, то есть теплым, будет излучаемый лампой свет.

Обычно изготавливаются осветительные приборы с тремя цветами освещения:

  • белый теплый (2700-3500 К);
  • естественный белый или нейтральный (3500-5000 К);
  • белый холодный (5000-5400 К).

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Чтобы глазам было максимально комфортно, а от этого комфорта зависит и психоэмоциональное состояние человека, важно правильно подобрать интенсивность света в том или ином помещении.

Теплое белое освещение, имеющее желтоватый оттенок, схоже с солнечным светом на рассвете или закате. Лампы, излучающие такой свет, рекомендуется устанавливать в гостиных. Желтое освещение помогает создать атмосферу уюта и спокойствия.

Также он подойдет для кухни, спальной, ванной.

Лампы с естественным белым светом лучше устанавливать в прихожей, детской комнате, в рабочей зоне кухни, рядом с зеркалами или в местах, которые обычно используются для чтения. Такое освещение не искажается, оно является нейтральным для глаз. Важно только устанавливать осветительные приборы так, чтобы они не создавали бликов.

Холодный свет воспринимается глазами в качестве самого яркого. Его частично можно сравнить со светом солнца зимой. Лампы с таким освещением лучше устанавливать в офисах, то есть в местах, в которых нужно создать рабочее настроение.

Если освещение выбрать неправильно, то глаза будут быстро утомляться. К развитию дефекта рефракции это не приведет, но может сильно сказаться на общем самочувствии человека.

Из-за этого падает работоспособность, снижаются когнитивные способности. Ребенок, который делает уроки в помещении со слишком ярким или тусклым светом, не сможет хорошо воспринимать информацию.

Это скажется на успеваемости.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Важным фактором в рамках данного вопроса является правильная организация рабочего пространства. Под нею понимается безопасная работа за компьютером. Монитор также считается искусственным источником света.

Как известно, компьютеры сегодня становятся причиной ухудшения зрения у детей и взрослых.

Рассмотрим правила пользования ПК, узнаем, какая яркость экрана хорошо влияет на глаза, а какое освещение монитора может навредить им.

Как компьютер влияет на зрение?

Существует так называемый компьютерный зрительный синдром, от которого страдает сегодня почти каждый пятый человек. Отдельные симптомы этого синдрома беспокоят каждого второго. Признаками данного офтальмологического заболевания являются:

  • быстрая утомляемость глаз;
  • сухость роговицы, которая приводит к обильному слезотечению;
  • резь, жжение в глазах, ощущение присутствия инородного тела под веками;
  • покраснение белковой оболочки;
  • повышенная светочувствительность;
  • снижение остроты зрения к концу дня или в течение него.

Компьютерный зрительный симптом может стать причиной развития спазма аккомодации — ложной близорукости. Глазные мышцы человека, который смотрит в монитор, находятся в напряженном состоянии.

Длительная зрительная нагрузка может привести к спазму мышцы глаза. Проявляется он в ухудшении зрения при переводе взгляда от монитора на удаленные предметы. Они начинают расплываться.

Это связано с тем, что глазные мышцы остаются напряженными.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Иными словами, временно ухудшается зрение вдаль. Поэтому спазм аккомодации и называется ложной близорукостью. Причин этого состояния несколько. Так, вероятность возникновения спазма увеличивается, если человек не делает зарядку для глаз.

Специальные упражнения для расслабления глазных мышц позволяют предотвратить ложную близорукость или устранить ее симптомы. Еще одна причина компьютерного зрительного синдрома — неправильная организация рабочего пространства.

Под нею подразумевается не только установка лампы на рабочем столе, но также яркость, контрастность монитора и цветовая температура экрана.

Какой должна быть яркость монитора?

Глаза человека привыкли воспринимать свет, который отражается от различных предметов. Монитор же воздействует на органы зрения не отраженным, а прямым светом. Адаптироваться к нему намного сложнее. Чтобы свести к минимуму негативное его воздействие на глаза, необходимо правильно настроить яркость.

Экран не должен быть слишком ярким. Он будет слепить, что со временем вызовет болевые ощущения. Лучше всего указывать в настройках заниженные показатели яркости, но такие, чтобы не пришлось близко приближаться к монитору. Есть специальные тестовые картинки, которые помогают настроить яркость экрана компьютера.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

С помощью подобных картинок можно установить и оптимальную контрастность. Обычно на них изображены цифры. Установите контрастность на максимальном значении, а после этого постепенно снижайте ее.

Цифры изначально будут видны плохо, но с уменьшением контраста станут отчетливее.

Когда видимость их будет оптимальной, а снижение контрастности уже не улучшит качество изображения, сохраните настройки.

Цветовая температура монитора

Как уже было рассмотрено выше, цветовая температура может повлиять на психоэмоциональное состояние человека. Устанавливается эта величина и на компьютере. Она важна для мягкой адаптации глаза при переводе взгляда с экрана на другие предметы и обратно. Специалисты рекомендуют устанавливать цветовую температуру следующим образом:

  • при дневном свете — на уровне 6500 К;
  • при свете ламп накаливания — 5500-6000 К;
  • при свете люминесцентных дневных ламп — 7200 К.

Вы можете посмотреть данный показатель на упаковке из-под лампы и установить соответствующую температуру на компьютере. В стандартных настройках эта величина обычно равна 9300 К.

С такими мониторами работает большинство пользователей. Если Вы измените настройки, то поначалу работать будет непривычно.

Но через некоторое время глаза адаптируются, а впоследствии будут уставать меньше, чем раньше.

Подобные рекомендации относятся к людям, которые работают с обычным текстом. Графическим дизайнерам могут потребоваться другие настройки.

Это зависит от типа изображений, с которыми работает человек, и от других факторов. Собственно, для каждого настройки экрана индивидуальны.

Вам самим нужно подобрать наиболее оптимальные параметры яркости, контрастности и цветовой температуры для комфортной работы.

Освещение. Как правильно? Усталость глаз и качество съемки.

Независимо от яркости экрана, уровня освещения в комнате, важно соблюдать ряд правил при работе за компьютером, которые позволят избежать проблем со зрением. В числе этих предписаний:

  • располагайтесь от монитора на расстоянии вытянутой руки;
  • центр монитора должен находиться чуть ниже уровня глаз;
  • не ставьте монитор напротив окна;
  • свет от лампы не должен падать на экран, также она не должна светить прямо в глаза;
  • не работайте за компьютером в темноте.

Периодически необходимо делать перерывы в работе, во время которых офтальмологи советуют выполнять упражнения для глаз. Если Вы носите контактные линзы, подбирайте модели с высокими показателями влагосодержания или используйте увлажняющие капли.

Съемки при недостаточной освещенности в помещении

Фотограф – художник, только рисует не красками и кистями, а светом и тенью.

И в ситуации, когда освещения недостаточно, нужно уметь работать со световым оборудованием или правильно выставлять настройки фотоаппарата.

А что делать, если вспышка портит кадр, или опыта расстановки импульсного света недостаточно? Несколько простых советов помогут вам снимать в помещении, в условиях слабой освещенности.

Нужна ли встроенная вспышка?

Встроенную вспышку отложите для уличных съемок, есть несколько весомых причин для ее выключения:

  • При срабатывании, вспышка создает мощный резкий поток света перпендикулярно линзе, что может привести к образованию ненужных бликов на поверхности фотографируемого объекта. В некоторых помещениях, например, во время спортивных соревнований, запрещается использовать вспышку, чтобы не отвлекать игроков. Это касается и работы с животными, съемки театрализованных представлений, концертов;На прозрачной поверхности, на стекле музейных экспонатов или картин, накамерная вспышка создает большое белое пятно, сильно портит кадр. Сюда стоит отнести съемку через окна и отраженные снимки;Вспышка создает на снимке пересвеченные и сильно затемненные участки из-за направленного светового потока. Можно направить вспышку в отражатель, на фон или в потолок для создания объема, но лучше использовать другие приемы. Если потолок и стены не белые, то на фото получатся цветные блики, которые потом сложно убрать редактором.

Основные параметры настройки

Опытные фотографы знают, как настроить камеру при низком уровне освещенности. Понадобится ручная настройка и 3 параметра, изменяя которые можно получить снимок без шумов и засвета, даже в темной комнате. Это светочувствительность, или ISO, выдержка и диафрагма.

Рассмотрим подробнее.

Светочувствительность, или ISO – это восприимчивость матрицы к свету, который поступает через диафрагму, повышая его, можно значительно улучшить снимок при малом количестве света в помещении.

Но с ростом ISO растет цветовой шум, который может подпортить красивый кадр. В этом случае, регулирование светочувствительности – это баланс между освещенность и четкостью снимка.

Современные камеры имеют показатели чувствительности:

  • ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600.

Практически в каждой модели фотоаппаратов есть режим ISO Auto, с помощью которого задается диапазон, а камера уже подбирает оптимальный вариант светочувствительности. Неопытным фотографам эта опция подойдет, можно посмотреть потом на снимке, какое значение было взято и оценить полученные результаты. В темном помещении количество попадаемого на матрицу света можно скорректировать выдержкой.

Выдержка выставляется тоже вручную и будет сильно зависеть от того, что вы снимаете. Если это движение (спортивное соревнование или происходящее на сцене), то выдержка должна быть минимально возможной, для четкости изображение.  Показатель в таком случае будет от 1/200 и ниже, а если освещения мало и есть движение, то 1/60 – 1/100 – оптимальный вариант.

Если сочетать выдержку и светочувствительность в разных комбинациях, пробовать их на практике, то можно получить хорошие снимки, даже при недостатке света в помещении.

При высоком значении выдержки удержать камеру идеально ровно и снять «с рук» проблематично. Потребуется штатив, который зафиксирует фотоаппарат и не даст кадру «дрогнуть». Но съемка со штатива людей, да и движение вообще, нецелесообразна, так как динамика будет потеряна.

Если механизм выставления и подбора выдержки сложен и вызывает сомнения, можно доверить технике делать это самой. Выставить автоматический режим и довериться камере, при правильно подобранном ISO и диафрагме, можно не потерять в качестве.

  • Диафрагма – показатель, показывающий степень открытия шторок диафрагмы для прохождения света на матрицу.

Для съемок в темном помещении понадобится еще и светосильный объектив, тогда можно играть диафрагмой и получать высокое качество изображения.

Для обозначения степень раскрытия шторок выбрали показатель f – коэффициент. Выглядит это так – f 2.0, f 3.5. Чем выше число, тем более закрыта диафрагма.

Высокий показатель (максимально закрытая диафрагма) используется для подчеркивания фон, изображение получается темнее. Лучше использовать такой вариант для съемки пейзажей. А вот для портретной или предметной – диафрагма должна быть максимально раскрыта. Тогда фон будет немного размыт, передний план четкий, а сама фотография светлее.

Работа фотографа заключается в подборе оптимального соотношения параметров диафрагмы, выдержки, фокусного расстояния и ISO и зависит от конкретного случая. Приходится все подбирать на месте, делая снимок за снимком, проверяя, что получается. Опытный фотограф на дисплее камеры может уже увидеть, получится картинка светлой или темной, есть вероятность засвета и так далее.

Советы начинающему фотографу

Итак, если появилась необходимость снимать в помещениях с ограниченным светом, какие моменты нужно учесть для получения желаемого и приемлемого результата.

  • Первое – снимайте в RAV, тогда «страшные» шумы и недочеты при съемке можно выправить в редакторе при обработке. Зернистость фотографии – нормальное явление в нужном количестве. Поищите баланс между резкостью и освещенностью.Второе, с повышением ISO повышается и шум, найдите грань, где света уже будет достаточно, а качество еще не снижается. Тут нужно просто снимать и смотреть, что получается.Третье, используйте автоматический режим баланса белого, если снимать в RAV, то можно будет скорректировать в графическом редакторе.Четвертое – используйте ручную фокусировку, так проще будет найти нужное соотношение настроек и параметров. Если нет возможность зума, просто подойдите поближе к объекту съемки, это поможет увеличить резкость, не меняя параметров.Пятое – на каждом фотоаппарате есть режимы ночной съемки, иногда можно воспользоваться их помощью. Суть ночного режима в поиске самого светлого участка и фокусировке на нем. Это грозит пересветом лица и слишком темным фоном.Шестое – иногда без вспышки невозможно, тогда нужно использовать ее максимально аккуратно. В таком случае используется не встроенная, а выносная вспышка, которую можно отодвинуть от предмета съемки и направить в нужную сторону, чтобы получился отраженный свет. Запаситесь отражателями – это отличный вариант для портретов и предметной съемки, они отлично рассеивают прямой луч. Таким образом можно выделить фон, или наоборот модель. Изменяя мощность импульса, можно подсветить или затемнить снимок, при необходимости.
  • Седьмое, выбирайте аппаратуру и режимы съемки под мероприятие. Съемки в помещении на свадьбе, в диско-баре, где много людей и они быстро двигаются, предполагают использование широкоугольного объектива. ISO при этом максимально возможный, лучше получить шумы, чем цветные полосы или затемненные лица на готовом изображении.И самый главный совет – не бойтесь пробовать, настраивать и экспериментировать.  В этом и заключается работа фотографа, иногда нужно сделать несколько сотен кадров, чтобы получить 1 нужный. Придумывайте варианты, четких правил нет, устанавливайте свои правила.

Если снимок на дисплее фотоаппарата получится хороший по всем параметрам, это не означает, что на экране монитора он будет выглядеть также. У фотоаппаратов есть удобная функция – просмотр гистограммы для определения баланса.  На гистограмме можно сразу определить, если ли засвеченные или черные участки и подкорректировать настройку камеры.

Как работает гистограмма

Все пиксели изображения камера сортирует по оттенкам и распределяет их в диаграмму от абсолютно черного, до абсолютно белого. В нормальном изображении больше цветных пикселей, к этому нужно стремиться в процессе съемки.

Идеальная картинка, или приближенная к идеальной – это ровный холм на гистограмме, выпадения в какую-то сторону говорит о неправильной настройке и грозит потерей качества снимка. Абсолютно черные и абсолютно белые участки не несут в себе цветовой информации и их невозможно выправить в процессе обработки.

Каким образом снимать в темном помещении?

Этап с подбором оборудования, допустим, уже пройден. Чтобы начать работу, следует выставить максимальное значение выдержки, при котором нет потери качества изображения.

Чаще всего этот параметр зависит от фокусного расстояния обратно пропорционально – если фокусное расстояние 80 мм, то для начала возьмите выдержку 1/80. При максимальном значении этих параметров можно корректировать экспозицию с помощью светочувствительности.

Выставляем ISO, ищем его оптимальный вариант, или выбираем параметр автоматической настройки. Тогда камера за вас выберет показатель. Если снимок получается темным, то повышайте ISO и увеличивайте время выдержки, тогда (при использовании штатива) снимки будут светлее.

Если снижение уровня шума приводит к потере качества всего изображения, можно немного и оставить его, в разумных количествах – это не страшно. Особенно при съемки в RAV и постобработке изображений.

Отдельно стоит выделить цветовую температуру всех осветителей в помещении. Лампы дневного света выдают красный или зеленоватый оттенок, из окна может приходит абсолютно любой цвет, лампы накаливания – дают желтый. Все это смешивается и может получится неожиданный результат. Вспышка, в этом случае, максимально приближена к чистому белому свету.

Смешение оттенков может привести к искажению цветового баланса, который не всегда можно выправить в графических редакторах.

Что тут можно сделать? Делается тестовый снимок без использования вспышки, оценивается оттенок и добавляется фильтр такого цвета. Нужные цвета – это красный, желтые и зеленый, они должны быть очень светлые. Чаще всего применяются, так называемые, гелевые фильтры или пленка подходящего света.

Примеры ситуаций с недостатком света

Съемка подвижных объектов в плохо освещенной комнате без вспышки – нелегкая задача даже для фотографов очень опытных. А для начинающего – почти ночной кошмар. Объекты съемки? Это могут быть дети в комнате, спортсмены в зале, танцоры на танцполе, гости на свадьбе, актеры на сцене.

Если есть возможность получить естественное освещение в небольшом количестве, хорошо – перемещаем детей к окну и танцоров под яркий свет от ламп или софитов. И пытаемся выудить максимум из источника.

Нужно сделать упор на диафрагму, поэтому фокус выставляйте в автоматический режим. Первыми параметрами берем: 

  • ISO – 400, пробуем диафрагму на 4 и ищем оптимальный показатель выдержки, обычно 1/60 -1/20с, ставим 1/80с.

Запоминаем полученные результаты, и в ручном режиме выставляем их, а фокус наводим самостоятельно, уже без помощи камеры. При использовании накамерной вспышки, когда точно не обойтись без оборудования, не направляйте ее на модель, лучше в потолок.

Другие примеры

  • Другой пример, уличный пейзаж ночью, редкие фонари и свет от окон
  • Для получения качественных снимков понадобится штатив и умение настраивать камеру.
  • Выставляем:
  • Минимальный ISO-100, выбираем диафрагму 4, 8 или 11 и начинаем играть выдержкой. Фокус лучше выбрать автоматический, чтобы на него не отвлекаться во время подборки, только таким образом можно получить искомые кадры. 

При съемках ночью нужно делать пробы на выдержке от 2 до 60 сек, пошагово, со ступенью 5 секунд.

Так находится оптимальный показатель выдержки для конкретного времени суток и пейзажа.

Самое лучшее время для съемок ночного неба – первые полчаса после заката, с неба и от источников света на улице еще достаточно освещения.

Подводя итоги, можно сказать, что опытный фотограф может снимать в любых условиях, при минимальном освещении, или при ярком свете. Нужно знать только правила и особенности работы своей камеры. С помощью изменения параметров выдержки, светочувствительности матрицы, диафрагмы и фокусировки, можно создать отличные кадры даже в полутемной комнате.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector